Неудобное молчание в «Тихом месте»

«Залазь, Джек, здесь хватит места на двоих»

Наконец-то досадная смерть Джека Доусона в «Титанике» была переосмыслена!

Но это все шутки, кроме ссылок на картину Джеймса Кэмерона, в «Тихом месте» есть много своего.

Фильм ужасов режиссёра Джона Красински рассказывает о жизни, или скорее выживании, семьи после нападения на Землю инопланетян (?), слепых существ, обладающих сверхчувствительным слухом и пуленепробиваемой шкуркой. Примечательно, что Красински также автор сценария и исполняет в своем фильме главную мужскую роль в то время как его жена Эмили Блант — женскую. Чтобы тебя не поймали, нужно быть тихим, как мышка. Чуткий слух монстров противопоставляется приглушенным звукам, которых героям приходится издавать как можно меньше, но есть еще и противопоставление этой чувствительности глухоте одной из героинь.

Виктор в авторской колонке уже говорил о том, что семья — одна из центральных тем фильма. Еще он шутил про «естественный отбор, или непослушные дети — мертвые дети». Но непослушание или неправильный выбор, а также чувство вины, и невозможность поговорить об этом ведут еще и к разобщению… Начальный упор на традиционные семейные роли сегодня в картине смотрится несколько устаревшим. Здесь отец — защитник, передающий сыну свои знания, однако не дочери, а мать — хозяйка, занимающаяся домашними делами и детьми. При этом к концу эти схемы меняются и для общего блага героем может стать каждый.

Страшные монстры, неожиданные громкие звуки (или хруст чипсов на заднем ряду) после долгого молчания, тревожное ожидание неотвратимого — составляющие, на которые полагаются многие фильмы жанра. Радостно, что тишина и ее противоположность в «Тихом месте» может значить намного больше, чем инструмент нагнетания страха.

А антипод тишины и молчания — не просто большее количество звуков, это выражение эмоций, это высказывание. Мир, где нужно вести себя тихо, чтобы спасти свою жизнь, напоминает мир, где необходимо скрывать чувства, постоянно держать себя под контролем. Здесь не порадуешься от души, не позлишься, не погрустишь. Точно так же будешь замалчивать что-то, что может нарушить установленный порядок вещей, видимое спокойствие. Надеюсь, вы догадываетесь, о чем я.

 

Контроль над эмоциями, а если шагнуть еще дальше, то и отдавание предпочтения одним эмоциям над другими — это тоже о «Тихом месте». А ведь каждая эмоция существует не просто так, и выполняет определенную роль. Приятно быть (или быть рядом с) легким и беззаботным человеком, но чувства угнетения или злости иногда кажутся за гранью допустимого. Ведь не хочется быть неудобным для других, возможно даже неосознанно.

В фильме хорошо прослеживается несоответствие переживаний героев и выражения их чувств. Страх, боль, гнев вызывают реакцию, но не порождают таких ожидаемых и нормальных звуков. Очень сложно, наверное, постоянно держать себя в руках.

Бывают фильмы ужасов — просто страшилки, созданные для того, чтобы сиюминутно напугать нас, а потом быть забытыми. А бывают совсем иные. Пример — получивший по заслугам «Get out», Джордан Пил и его «Оскар» за лучший сценарий, за кино, которое сложно назвать просто триллером. Не скажу, что «Тихое место» стоит на той же ступени по актуальности и духу времени, как картина Пила, но фильм явно ближе к ней, чем к выходящей скоро «Правде или действию».

И напоследок видео, которое совсем не связано с картиной Джона Красински, дождитесь конца.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *