«Леди-птица» – имя данное мне мной самой

«Дорогой мистер Тимбрелейк,

Ну, что я могу сказать? Вы – Джастин Тимберлейк. Вы были саундтреком моей юности. Ваш успех совпал с моим очень неловким переходным возрастом…»

Так начинается письмо Греты Гервинг, режиссерки фильма «Lady Bird», к знаменитому исполнителю. В нем она просит разрешение использовать в своем фильме композицию «Cry me a river». Подобные послания адресованы также Дэвиду Метьюзу и Аланис Мориссетт. Теперь уж точно можно сказать, что непосредственность и искренность Гервинг, проявляются не только в малой прозе, то бишь письмах, но и наполняют ее первую режиссерскую работу.

«Lady bird» рассказывает, прежде всего, про взаимоотношения Кристин (она же Леди-Птица, в исполнении Сёрши Ронан) со своей матерью Мэри (Лори Меткалф). Кристин, учится в выпускном классе католической школы и находится в процессе выбора колледжа. Она хочет уехать как можно дальше от родного Сакраменто, кажется, ненавидя его всем сердцем. Не скрывает Кристин и своей нелюбви к католической школе, да и вообще многим вещам в своей жизни. Если отец старается тихо принять выбор дочери, то мать молчать не собирается.

Написанный Гервинг сценарий, содержит немало автобиграфических элементов, однако, по ее словам, персонаж Леди-Птицы, с ее внутренней силой и непокорностью, скорее противоположность ей в подростковые годы. Говорит, но при просмотре не покидает ощущение, что история не только описана, но и вполне пережита автором. Отсюда, кажется, и жанр «комедия» – уж слишком ирония, с которой рассказывается история, похожа на когда-то болезненные, но теперь вспоминающиеся со смехом наблюдения.

Фильм пронизан стремлением двух любящих людей, матери и дочери, найти путь друг к другу. Отличную игру Серши Ронан уже отметили Золотым Глобусом, однако именно игра Лори Меткалф, кажется, делает историю живой и проникновенной. Ей удалось удивительно сильно показать внутреннюю борьбу между страхом за будущее дочери, болью из-за необходимости отпустить Кристин и всё-таки стремлением понять ее. К слову, сама дочь делает принятие по-настоящему сложной задачей. История очень точно показывает противоречия из которых состоит жизнь семей в такие моменты, ведь за пределами ссор, открытости взаимоотношений Кристин и Мэри можно только позавидовать.

Название же фильма подчеркивает вторую важную тему – поиск себя. Ведь «Леди-Птица», это то, как Кристин хочет, чтобы её называли. На протяжении фильма, она словно завоевывает пространство для своей личности, при этом пытается найти себя в окружающем, понять, кто для неё близок. Она человек с большим сердцем, и это делает историю такой острой – ведь герои знают какую боль наносят друг другу, но такое оно дурное это время, время взросления.

Ориентировочно в 2013 году была закончена первая версия сценария, которую сама автор называет очень длинной и скучной. После нескольких лет доработок, как будто в противоположность, мы получили полтора часа очень динамичного повествования. Филигранность с которой создан фильм создает ощущение простоты истории, а между тем, за подчеркнутым основным повествованием обнаруживаются детали жизни Сакраменто, обучения в католических школах, многие сложности повседневного выбора учеников и их родителей.

В конце хотелось бы поговорить об универсальности фильма, ведь для нас история взаимоотношений родителей и детей, поиска себя в этих отношениях, чуть ли не важней, чем для самих американцев. Ведь в конечном счете, своего пространства у детей в Украине даже меньше чем у Леди-Птицы. Как физического: маленькие квартиры, где не каждому взрослеющему найдется уголок, длинные зимы, буквально замыкающие дома; так и пространства психологического: прошлое воспитало во многих взрослых людях особые ретроградность и консерватизм, в то время, как подростки видят мир куда более открытым и лишенным однозначности. Может истории вроде «Lady-bird» помогут напомнить, как важно несмотря на боль, пытаться идти навстречу друг другу.

«Леди-птица» — трогательный, очень честный и смотрящийся на одном дыхании фильм. Фильм получил «Золотой глобус» в номинации Лучший фильм — комедия или мюзикл, но не выиграл ни одной статуэтки «Оскара», хотя имел пять номинаций. Украинский зритель, уже вряд ли сможет увидеть этот фильм в кино, но фильм хорош и для домашнего просмотра.

С писем и песен начали, ими и закончим. Композицию Дейва Метьюза ниже Гервинг описывает как «the most romantic song ever»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *