«Убийство священного оленя»: непростой выбор

«Убийство священного оленя» — вторая работа греческого режиссера Йоргоса Лантимоса в сотрудничестве с американской студией A24. Напомним, что первой был «Лобстер», получивший приз жюри на 68-ом Каннском фестивале, в большинстве положительные отзывы критиков и контрастно отличающиеся отзывы зрителей. Премьера нынешней картины состоялась еще в мае на Каннском фестивале (где фильм удостоился приза за лучший сценарий), но мы можем посмотреть его только сейчас, в разгар праздников, когда название зазвучало еще более провокационно.

Фильм рассказывает о кардиохирурге Стивене (в исполнении Колина Фарелла), его семье и их взаимоотношениях с юношей по имени Мартин (Барри Коган). И тут такая штука: поскольку история развивается самым непредсказуемым образом, сложно рассказать еще что-то, не забрав частичку эмоций от просмотра. К тому же, в фильме нет ни одного утверждения, которое нельзя бы было опровергнуть, нам остается выбирать самое вероятное.

Неоднозначность фактов, впрочем, совсем не мешает общей прямоте фильма, которая встречает с первых кадров, продолжается в репликах героев, кидающих фразы в друг друга как ножи. По крайней мере, у персонажей эту прямолинейность точно можно объяснить — все они обладают крайне узким эмоциональным диапазоном, скованы и оттого вынуждены буквально кричать свои мысли вслух.

Длинные кадры-преследования в коридорах создают холодную глубину, а чистота помещений и минимализм с первых минут создают фон абсолютной апатии. Такое же выверенное тут и звуковое сопровождение — оно редко играет на поддержание эмоций в кадре, но, скорее, выступает чем-то отдельным, предостерегающим или предвещающим возможную трагедию. Скоро понимаешь, что фильм — это тест на мораль. Тест нехороший, в возможность существования которого сложно поверить и у которого не бывает правильного ответа. И, словно в противовес этому, выступает темп повествования, размеренно, но необратимо приводящий к необходимости выбора не только персонажей, но и самого зрителя.

Лантимос, не объясняет многие, в том числе, фундаментальные вещи, но в этом, мне кажется, его стиль, это не выглядит упущением. При всей интригующей неоднозначности повествования, нам стараются донести достаточно простую мысль — здесь (или в жизни вообще) нет хороших персонажей. Абсолютно понятно, перед каким страшным выбором они стоят, но в этом может скрываться и недостаток фильма — отсутствие различий между действующими лицами. Все они холодны и искусно избегают диалогов, постоянно уходя в монологи. На фоне других выделяется только Мартин, да и то потому, что его поступки и слова чуть более абсурдные, чем у других.

Странно, но снятая в американских декорациях картина, выглядит уж очень европейской. К таким же неуловимым ощущениям можно отнести чувство трагикомичности происходящего. Объяснить это достаточно сложно, ведь на поверхности чистая драма и жестокость людей ее создающих. Возможно, юмор проявляется в той самой выверенной абсурдности реплик.

В конечном счете лично для меня фильм не столько о том, что у тестов на мораль не бывает верных ответов, сколько о том, что убийство священного оленя, кем бы он ни был, это всегда худший выбор — он то уж точно не должен погибать.

 

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *