«The Leftovers»: как объяснить необъяснимое?

Вместо предисловия

Представьте, что каким-то чудом однажды вы начинаете смотреть сомнительный телеканал, где идет фильм с Николасом Кейджем. Фильм тоже кажется сомнительный, но Николас играет пилота в красивой форме, думаете «ну, ладно» и начинаете следить за сюжетом. Далее следуют полтора часа боли и попыток понять, что происходит, чем это может закончиться, и зачем вообще такое снимать. Перед вашими глазами разворачивалась история христианского апокалиптического фильма «Left Behind»/«Оставленные» (2014). Кино снято по одноименной книге-бестселлеру (Тима ЛаХая и Джерри Б. Дженкинса) и рассказывает о библейском событии Восхищения.

В картине часть населения Земли бесследно исчезает, при этом совершенно ясно, что эти люди были праведными, глубоко верующими и чистыми как горный хрусталь. Оставленные же грешники («раньше нужно было думать» и «пеняйте на себя») должны расхлебывать и страдать в суете и неразберихе. В истории все ясно: каждый получил по деяниям своим — вознесся или остался на тленной Земле.

Если любите боль, попробуйте посмотреть, ведь не каждый фильм удостаивается 1% на Rotten Tomatoes. Эти 105 минут вам никто не вернет. А ведь я уже пострадала за вас, думаю, этого может быть достаточно.

The Leftovers

В том же 2014 году на канале HBO выходит сериал «The Leftovers», в русском переводе — «Оставленные», снятый по одноименной книге (Тома Перротты). В главной роли Джастин Теру играет полицейского, (как и пилот, это человек в форме, но, согласитесь, Теру несколько симпатичнее Кейджа). В начале сериала часть населения Земли бесследно исчезает.

«Ой…» — думаю я, — «Неужели, опять?!»

Но я быстро успокаиваюсь: здесь как раз противоположная история — ничего не ясно.

Оставшимся ничего не остается, как продолжать жить дальше. Внезапное исчезновение непонятно. А, согласитесь, жить с неопределенностью очень сложно. Поэтому люди, пытаясь спастись от этого, прибегают к разнообразным и не всегда рациональным решениям. Такие попытки объяснить необъяснимое и исследуют создатели «Оставленных».

Одиночество, горе, вопрос самого существования — серьезные замашки, но у «The Leftovers» получается рассказать об этом неожиданно и правдоподобно.

Персонажи мало похожи на настоящих героических героев, готовых спасать день. Они скорее обыкновенные потеряшки, попавшие в необыкновенные условия, совершающие ошибки, сомневающиеся, пробующие. Такие качества делают их правдоподобными и живыми, а поэтому вызывающими сопереживание.

Кажется, что внезапное исчезновение — это аллегория смерти. Тема эта в западной культуре не очень удобная. Люди пытаются не думать об этом и таким образом оградить себя. Но на самом деле мы мало знаем о нашем бытии и небытии, а на исследовании и объяснении их основано множество религий, философских течений, научных исследований и прочего.

В «Оставленных» много противопоставляются смерть и исчезновение. Неизвестность того, как пропали близкие, сравнивается с уходом человека из жизни и тем, что это намного проще для понимания. Говорят, что мол «намного легче, мы же знаем, что случилось, нам же удалось похоронить родного». И такие сравнения вызывают улыбку, ведь никто на самом деле ничего не знает. Хотя чувство завершения, ритуальность помогают просто смириться.

Можно долго подбирать объяснения случившемуся: научные ли, сверхъестественные ли, — они не так и важны, ведь не смогут удовлетворить до конца. Самое главное, но и самое трудное — жить дальше.

Отлично зарабатывая на драконах, HBO могут позволить себе снимать качественные, но менее коммерческие продукты, типа «The Leftovers». Например, сериал вошел в список лучших сериалов 2017 года по версии The New York Times. Создатели «Оставленных» внушают доверие — это писатель и сценарист Том Перротта, неоднократный номинант на премию «Оскар», а также продюсер и сценарист Дэймон Линделоф, известный работой над «Lost», парой «Стар Треков» и несколькими другими блокбастерами. Кроме фундаментально важной темы, исследуемой шоураннерами, допустимое количество абсурда, отлично написанные серии, крутые актеры, например, как Джастин Теру («Малхолланд Драйв»), Кэрри Кун («Фарго»), Кристофер Экклстон («Доктор Кто»), да, там еще и Лив Тайлер, своеобразный язык повествования, где важно не только наличие флеш-беков, но и их отсутствие в самый необходимый момент, делают это шоу одним из лучших многосерийных произведений нескольких последний лет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *