«Твое имя»: двое под небом

Прошло более года спустя мировой премьеры и, наконец, «Твое имя», самый кассовый аниме-фильм, добрался до Украины. Макото Синкай, создатель картины, хотя и является одним из самых популярных и любимых критиками режиссеров аниме, в отличии от Хаяо Миядзаки украинскому зрителю знаком мало. Субъективно, самой популярной у нас стала одна из первых его работ – короткометражка «Она и её кот», но вот его полнометражные картины до этого года в украинский прокат не выходили.  «Твое имя» можно назвать квинтэссенцией смыслов режиссера и одновременно самой совершенной его работой, а потому немного поговорим о стиле автора и том, что может упустить зритель, увидев только эту его работу.

Чем больше смотришь Синкая, тем отчетливее понимаешь, насколько связаны работы одной центральной мыслью или, скорее, даже эмоцией. При этом режиссер избегает вторичности — иногда использует фэнтезийные образы, как, например, мир Агарты в «Ловцах забытых голосов», иногда углубляется в фантастику, как в альтернативной истории «За облаками», хотя часто обходится простой реальностью.

Если попытаться обобщить все предыдущие работы режиссера в одну историю, то получим приблизительно следующий сюжет. Под, кажется, основополагающим для создателя красивым небом обнаруживаются два человека: те самые половины целого, которые не могут и не должны существовать без друг друга. При ограниченных средствах передачи эмоций в аниме, Синкаю удается показывать развитие близости и удивительную теплоту между персонажами. Все используемые приемы достаточно бесхитростны, но выполнены с большим талантом и чувством меры — патетика названий лишь играет контрастом на фоне искренности историй.

Слова, чувства и поступки героев понятны и просты, а потому часто проникаешься глубоким сопереживанием. Но эти фильмы не о любви: автор уклоняется от описания отношений, они в первую очередь об особенной форме одиночества, которое возникает, когда очередной сюжетный поворот разрывает связь между любящими. Эта глубокая эмоция подчеркнута длинными монологами главных героев в пустоту; далекими объектами, к которым, будто в будущее, стремятся их взгляды; страхом забыть теплоту, лицо, чувства; звёздным небом; тревожными снами и зимой, рано или поздно проникающей в каждое его аниме. В рассказанных совершенно по-разному историях, есть похожие сюжетные линии и всякий раз они как будто не доведены до конца. Оттого-то, и возникает ощущение, что режиссер пока не готов поделиться ответом, что оборачивается для зрителя ощущением недосказанности.

«Твоё имя» — это наша надежда, наконец, увидеть окончание большой истории, объединяющей все работы автора. Вот эти двое под небом: молодая провинциальная девушка Мицуха и парень Таки, живущий в Токио. Они никогда не встречались, но с начала фильма их души начинают переселяться в тела друг друга. Этот прием неоднократно использован в кино, при этом не самом выдающемся, но здесь через него выстраиваются отношения главных героев — без прямого контакта, через обрывки записей. Впрочем, переселение отнюдь не главный сюжетный элемент этой истории, а лишь инструмент, помогающий подвести к главным вызовам. Что необычно для Синкая — так это постоянно растущий уровень напряжения. Интрига, которая в предыдущих его была достаточно условной, здесь заставляет замирать в наблюдении за надвигающейся катастрофой и попытками ее отвратить.

Фильм заслуживает своей популярности хотя бы потому, что он очень красив — многие кадры изобилуют деталями, стремятся стать самостоятельными картинами, в рисунке чувствуется душа создателя. Именно из-за художественных достоинств «Твоё имя» стоит посмотреть в кино.

Сюжет же, вмещающий немало комедийных моментов, обманчиво прост и самодостаточен, что делает его легким для восприятия. Но лишь предыдущие работы Синкая обнаруживают в «Твоем имени» настоящую глубину и желание получить ответ на главный вопрос — могут ли быть вместе все эти любящие люди? Ответ ждут не только Мицуха и Таки, главные герои фильма, не только те, кто был в фильмографии автора до них: Саюри и Хироки («За облаками»), Юкино и Такао («Сад изящных слов»), Асуна («Ловцы забытых голосов») и такие близкие этой истории Такаки c Акари («5 сантиметров в секунду»), но и кто-то из нас, зрителей. Ведь если не могут, пора бы уже научиться бороться со своим одиночеством, хотя, кажется, в этот раз у Макото Синкая хорошее предчувствие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *